» » Отношение современной молодежи к гражданскому браку. Гражданский брак глазами студенческой молодежи Отношение к браку

Отношение современной молодежи к гражданскому браку. Гражданский брак глазами студенческой молодежи Отношение к браку

высшего профессионального образования

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнева

Кафедра истории и гуманитарных наук

Контрольная работа по социологии

Отношение современной молодежи к семье и браку

                  Выполнил: студент гр. ИЭЗУ-01

                  Шнитова Ю. В.

                Проверил : Гаврин Д.А.

Красноярск, 2012 г.

Введение

Тема «Отношение студенческой молодежи к браку» выбрана не случайно. Учитывая курс, который государства выбрало на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, изучение отношения молодежи к браку и семьи представляет огромный интерес.

Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых - неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.

В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем десять лет назад.

В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.

Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи.

Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.

  1. Семья как социальный институт общества

    1.1 Понятия «семья», «брак», «гражданский брак» и брачно-семейные отношения

Выявление содержательной стороны отношения современной молодежи к семейной жизни предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых понятий, как «семья», «брак», «функции семьи», а также рассмотрения феномена «гражданского брака».

Существует много подходов к интерпретации термина «семья». Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами» 1 . В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» 2 .

В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально- психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

«Семья - это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений» 3 .

«Брак и семья – два наиважнейших в нашей жизни понятия, определений которых очень и очень много. В зависимости от культуры того или иного места эти понятия могут различаться, но ясно одно – семья и брак в главном своем значении подразумевают под собой тесные взаимоотношения, в большинстве случаев конечной целью которых является рождение ребенка» 4 . Почему в главном своем значении? Потому что супруги также могут и не проживать друг с другом, и, тем не менее, находиться в браке, или же семья может существовать, даже если по работе одному из супругов надо надолго уехать. Брак, на протяжении истории своего существования, прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать». Но при всем разнообразии взаимоотношений людей брачные союзы можно легко классифицировать (Схема 1.1).

Схема 1.1 Типология брака

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю. Семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей.

    1.2 Готовность молодых людей к семейной жизни

Необходимость решения проблемы подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям обусловлена самой исторической ситуацией, сложившейся к началу третьего тысячелетия и характеризующейся осознанием новой системы ценностей, новой стратегией и тактикой поведения человека, а, следовательно, и новыми подходами к его образованию. Наиболее важными нам представляются следующие тенденции развития общества.

Во-первых, современный этап общественной жизни сопровождается повышением требований социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к осмысленности прохождения жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную.

Во-вторых, в нынешних условиях семья, переживающая материальные и духовно-психологические трудности, не всегда может гарантировать полноценное выполнение своих функций, которое является необходимым условием для сохранения преемственности поколений, развития личности и общества в целом, общественной стабильности и прогресса, и поэтому именно образование должно поддержать личность в период сознательного и ответственного поиска жизненных идеалов. Необходимо рассматривать современный образовательный процесс в вузе как взаимодействие студента и педагога, направленное на достижение определенной цели и приводящее к намеченному педагогом и принятому студентом позитивному преобразованию свойств и качеств обучающегося.

В-третьих, существует вопрос об изменении отношения к семье, а именно - о необходимости рассматривать семью как самоценность. При этом на первый план выдвигаются морально-этические качества партнеров, проблема удовлетворенности браком, требования супругов друг к другу. Успешность брака и стабильность семьи в первую очередь зависят от личностной готовности вступающих в брак индивидов, их способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Совместимость молодых людей, вступающих в брак, является важным условием для создания стабильной и благополучной семьи 5 .

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяется так же готовность молодежи к браку. Это система социально- психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1) Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2) Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3) Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4) Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, пониманию эмоционального мира партнера.

5) Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6) Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е.С.Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность, а также, сексуальную» 6 .

Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (обязательное среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания, возраст), экономическую самостоятельность, здоровье. Развитое нравственное сознание юношей и девушек – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Оно проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте общения с ними. Развитое нравственное сознание предполагает наличие минимума правовых знаний о семье, знакомство с основами семейного законодательства, а именно: права и обязанности супругов, родителей, детей, правовые нормы, регулирующие отношения в браке и семье. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятным с медицинской точки зрения возрастом вступления в брак для женщины является 20-22 года, для мужчины – 23-28 лет, т.к. организм мужчины достигает полной зрелости позже женского. Этот возраст благоприятен для рождения здоровых детей. К этому времени многими молодыми людьми приобретается профессия, появляется определенная экономическая самостоятельность. С демографической точки зрения важно увеличить время для рождения нескольких детей, поскольку после 30 лет не каждая женщина отважится родить второго или третьего ребенка.

«Психологическая готовность к созданию семьи предполагает наличие навыков общения с людьми, единство или схожесть взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат в семье, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности» 7 . Культура общения складывается на протяжении всей предшествующей вступлению в брак жизни молодых людей. Многие юноши и девушки, безусловно, владеют ею и знают, что это – умение выслушать друг друга, вникнуть в содержание разговора, организовать содержательный досуг. Правила общения требуют бережного, уважительного отношения к девушке, женщине. Считается, что если человек до 16 лет не научился элементарным правилам поведения в обществе, то ему придется нелегко во взаимоотношениях с любимым. Единство как схожесть взглядов на мир и семейную жизнь является психологическим фундаментом семьи. На нем строится психологический климат семьи, формируется психологическая совместимость супругов. Разобщенность этих взглядов нередко является причиной развода. Немаловажна и устойчивость характера и чувств молодых людей. Объективная оценка своего характера, понимание особенностей характера будущего супруга, эмоциональная сдержанность во многом способствуют созданию благоприятного психологического климата. Особенно важны терпимость и справедливость в оценке поступков членов семьи. Важно также почувствовать состояние другого человека, предвидеть его эмоциональную реакцию. Конечно, свойства характера на момент заключения брака являются важным, но далеко не решающим фактором стабильности семьи. Дело в том, что в ходе семейной жизни происходит (при обоюдном желании, разумеется) приспособление, адаптация супругов друг к другу, освоение ими супружеских и родительских ролей. Возможность такой адаптации дает пластичность, гибкость нервной системы человека, его психики. Человек может компенсировать недостаточное развитие у себя черт характера интенсивным развитием других; например, у нерешительного человека чаще всего интенсивно развивается привязанность к людям. Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Они проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве.

Рассматривая готовность молодежи к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущий каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи. Выстраивая модель готовности молодежи к семейной жизни, нужно исходить из того, что эта готовность – не набор психических функций, а целостная система свойств личности. Учебно-воспитательный процесс призван формировать целостную личность, а готовность к семейной жизни - результат действия разносторонних факторов ее развития. Сама же роль семьянина или семейная деятельность выступает как функция целостной личности, успешность осуществления которой зависит от готовности к выполнению и других функций: трудовых, нравственных, коллективистских, интеллектуальных, познавательных и пр. Многосторонность обязанностей семьянина обусловливает включение в состав готовности разноуровневых характеристик личности: от элементарных практико-прикладных знаний и умений до стержневых качеств личности, таких, как ее отношение к семье как социально-личностной ценности, ценностные ориентации, регулирующие выполнение роли семьянина, семейно-брачные потребности, мотивы семейного поведения и т. д.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются первоначальным вхождением в мир друг друга, распределением труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождением в роли мужа и жены, доформированием личности, процессом приобретения жизненного опыта, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

.

2. Отношение современной молодежи к семье и браку

Вопросы вступления в брак и создания семьи всегда актуальны среди молодежи. Семья – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Однако в современное время ценностное отношение к семье и браку меняется, особенно среди молодежи.

    2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений

В настоящее время одно из главных мест в социологических и демографических исследованиях занимает проблема ценности семьи, поскольку именно она является главным агентом социализации подрастающего поколения, формируя первичные ценностные ориентации и установки молодежи, дает чувство единства, безопасности, обеспечивает эмоциональную и материальную поддержку членам семьи.

«Ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать и относиться с уважением, признанием, почтением» 8 . По сути, ценность - не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.

Семья является приоритетной ценностью любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных институтов. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее. Изучение представлений современной молодежи о своей будущей семье наиболее актуально в связи с тем, что именно молодежь оказывается наиболее чувствительной и восприимчивой к происходящим социальным переменам государства.

Юношеский возраст – это период жизненного и профессионального самоопределения личности. Этот период жизни человека характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом.

Семейные ценности молодежи складываются в определенную систему, имеющую три основных направления:

Социально-структурные ориентации и планы;

Планы и ориентации на определенный образ жизни в семье;

Деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов, в том числе, семье.

Они являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

В целом, семья для современной российской молодежи остается значимой ценностью. Сознательное одиночество и бессемейная жизнь большинством молодого российского населения не приветствуется. Главными ценностями семейной жизни большинство молодых россиян традиционно считает детей и эмоционально-духовную близость брачных партнеров.

«Семейно-брачные ценности личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно- потребностной сферой и системой личностных смыслов» 9 . Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации, с другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления. По своему функциональному значению семейные ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда представляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в систему. Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека.

Подавляющее большинство юношей и девушек считают, что партнер по браку должен иметь равный образовательный статус, и только незначительная часть девушек готовы к тому, что партнер по браку будет более образован, чем они сами. Но большая часть считает, что это не имеет значения, лишь бы был достойный и интересный человек. Примерно такие же представления существуют у молодежи относительно равенства партнеров в культурном уровне.

Что касается материального статуса, молодежь демонстрирует достаточно традиционные, стереотипные взгляды: мужчины видят себя, прежде всего, добытчиками, ответственными за материальное благополучие семьи, а девушки – хранительницами домашнего очага.

Две трети девушек считают, что будущий партнер по браку должен быть более обеспечен, чем они сами, другие считают, что по материальному статусу они должны быть равны. Мнения юношей по этому вопросу более дифференцированы. Большая часть их считает, что материальный уровень партнеров не имеет значения для брачно-семейных отношений или он должен быть равным.

При выборе форм брачно-семейных отношений более половины юношей и девушек выбирают зарегистрированный брак, треть предпочитает незарегистрированное сожительство – гражданский брак и лишь незначительная часть предпочитает жить в одиночестве. Девушки указывают и другие варианты развития отношений с партнером: первоначальное проживание в гражданском браке с последующей регистрацией отношений. Юноши также считают, что выбор формы брачно-семейных отношений зависит от жизненных обстоятельств. С точки зрения юношей и девушек гражданский брак гарантирует большую свободу отношений, меньше обязательств и ответственности, дает возможность разойтись без лишних проблем и в то же время обеспечивает возможность лучше узнать друг друга.

Преимущества законного, юридически зарегистрированного брака большая часть девушек и юношей видят в большей уверенности, стабильности, надежности, ответственности друг за друга, чувстве спокойствия, постоянстве, возможности завести детей.

Большой интерес представляют мнения молодых россиян о родительской семье, ее главных ценностях и материальном достатке. Их совокупность позволяет с достаточной определенностью прогнозировать будущее семейно-брачное поведение молодежи. По данным исследований, 28% юношей и девушек считают родительскую семью образцом для себя. Вместе с тем значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы их семьи были похожи на родительские. Это неудивительно, поскольку современная молодежь живет в совершенно других условиях и значительная часть родительских ценностей перестает быть актуальной для нее. Характерно, что наиболее радикально настроены девушки, юноши имеют более традиционные взгляды на семью и ее ценность.

Таким образом, семья представляет для современной молодежи важную жизненную ценность. Представления молодежи о семье вариативны и в большей степени связаны с психологическими аспектами брачно-семейных отношений, чем социально-бытовой ее направленностью.

В современных условиях тотальных социальных изменений, социального прогресса и демократизации отношений полов актуальной становится психолого-педагогическая проблема формирования и развития в юношеском возрасте ценностно-ориентационной системы представлений личности о семье, так как именно этот период развития личности характеризуется необходимостью осмысления полученного социального и интимного опыта, знаний, приобретенных в процессе взаимодействия с окружающим миром.

    1. Влияние родителей на отношение молодежи к семье

В воспитании будущего семьянина огромная роль принадлежит семье. Семья является первичным институтом социализации подрастающего поколения, передачи опыта семейной жизни; ее воспитательное воздействие на ребенка трудно переоценить. Для ребенка, его нравственного, психического развития семья выступает как социальная среда самого ближайшего окружения. В семье ребенок получает первоначальные знания о мире, здесь формируется его характер, потребности, интересы, нравственные идеалы и убеждения, основы гуманистических и альтруистических чувств, в ней он усваивает моральные ценности, социальные нормы, формирует мироощущение и отношение к другим людям. Непосредственный опыт родительской семьи определяет во многом процесс личностного самоопределения, сложившиеся установки и ценностные ориентации в сфере семейной жизни.

Поведение родителей, их совместная жизнь, супружеские отношения в родительской семье создают у детей представление о семье и браке, оказывают значительное влияние на формирование установок детей к вопросам пола, на их отношение к противоположному полу.

«Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, материально-бытовые условия, личностные качества родителей, характер отношений в семье, духовно-нравственные интересы ее членов. Особую значимость приобретает внутренняя атмосфера семьи» 10
и т.д.................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: Гражданский брак глазами студенческой молодежи

Выполнил:

студент 2 курса

Александров В.О.

Когда-то под термином «гражданский брак» подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. Выбранная мной тема является актуальной, так как в настоящее время, особенно в студенческой среде, нерегистрируемые союзы встречаются довольно часто. Если раньше гражданские браки считались чем-то аморальным и безнравственным, то сегодня многие люди не спешат регистрировать свои отношения в ЗАГСе, предпочитают сначала просто пожить, не обременяя себя штампом в паспорте. Отношение общества к гражданским бракам становится все более лояльным, поэтому такая форма отношений стала распространенной. Тем не менее, споры по поводу гражданских браков не утихают до сих пор, и отношение к ним далеко не однозначное. Проведя опрос среди молодежи, постараюсь выяснить, что же они думают на этот счет.

По итогам Всероссийской переписи населения до 30% детей рождаются сегодня в незарегистрированных браках. В "гражданском браке" в России живут более 3 млн. семей.

Не так давно прошла всероссийская перепись населения. Но выявились расхождения в графе "Семейное положение" между мужчинами и женщинами. Оказалось, что замужних женщин на несколько миллионов больше, чем женатых мужчин. Более того, 92% женщин, состоящих в гражданском браке, считают себя замужними, а 85% мужчин, состоящих в гражданском браке, считают себя холостыми!

Новый Семейный кодекс Украины, вступивший в действие с 1 января 2004 года, ввел в обращение ряд новых понятий - помолвка, брачный контракт, гражданский брак. Новый Семейный кодекс признает «гражданский брак» одной из форм организации семьи, в которой возникает общая совместная собственность и дети, рожденные в таком браке, имеют те же права, что и рожденные в зарегистрированном. Если другие государства последуют этому примеру, грань между «гражданским браком» и зарегистрированным практически сотрется.

Проблемная ситуация

В гражданском браке существует как положительные стороны, так и отрицательные. Одной из проблем нерегистрируемого брака является то, что в случае его распада или смерти одного из супругов, возникают юридические трудности при решении вопросов наследования или раздела имущества, так как сожители не имеют законных прав на совместное имущество. К примеру, если гражданская жена не работала, а вела хозяйство, после расставания с «мужем» она запросто может оказаться на улице. С чем пришел - с тем и ушел - девиз гражданского брака. Причем мужчины в таких «разводах», как правило, не страдают. Именно они зарабатывают деньги, на них оформляется совместная собственность, жилье и т.д. Недаром они так ратуют за свободу от штампов! Женщина остается не у дел. А если у гражданской пары были общие дети? Это вопрос будет также сложно решить.

Даже такие существующие факты не заставляют задумываться над своим будущем двух «половинок». Как отмечают социологи, число семей, предпочитающих не регистрировать свой брак, имеет тенденцию к увеличению.

Цель исследования

Выяснить мнение студентов Российского государственного торгово-экономического университета о гражданском браке, как приемлемому союзу между мужчиной и женщиной.

Задачи исследования

Узнать, что молодые люди понимают под термином «гражданский брак»;

Выяснить, как студенты относятся к гражданскому браку и считают ли приемлемой такую форму отношений для себя;

Определить отличительные особенности гражданского брака, по мнению студентов;

Выяснить, какие могут быть причины не регистрации брака;

Выявить недостатки гражданского брака;

Определить когда, по мнению студентов, гражданский брак должен уступить место законному.

Объект исследования

Гражданский брак, как приемлемый союз между мужчиной и женщиной. гражданский брак студент

Предмет исследования

Отношение студентов Российского государственного торгово-экономического университета к гражданскому браку.

Логический анализ понятий

Гражданский брак - отношения при совместном проживании двух людей, фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке.

Гипотезы исследования

Термин «гражданский брак» студенты расшифровывают, как семейные отношения, не признанные церковью и государством;

Студенты относятся к гражданскому браку в основном положительно и считают приемлемой такую форму отношений для себя;

Студенты считают, что в гражданском браке: бюджет должен быть общим, рождение ребенка невозможно, главное проверить бытовую совместимость и можно научиться уважать пространство чужой жизни.

Финансовые затруднения являются причиной не регистрации брака у молодых людей;

Предположим, что 50% опрошенных студентов считают, что у гражданского брака нет недостатков, 25% - что у людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения серьезности отношений и оставшиеся 25% - что нет ощущения незыблемости своего положения.

Предположим, что 60% респондентов считают, что гражданский брак должен уступить место законному, когда партнеры убеждены в прочности союза, 30% - когда решают завести ребенка и 10% - когда позволяет материальное положение.

Метод сбора информации: опрос в виде анкетирования.

Место, время проведения исследования, название инструментария: г. Москва - российский государственный торгово-экономический университет, декабрь 2005 г., анкета.

Характеристика инструментария:

Вид анкетирования: раздаточный

Анкета включает в себя:

Вопросы по форме:

Закрытые №1, №3-19

Открытые №2

Полуоткрытые --

Вопросы-ловушки: №8, №19

Вопросы-фильтры: --

Объем выборки: 26 респондентов (13 юношей и 13 девушек)

Единица отбора: студент РГТЭУ в возрасте от 18 до 20 лет

Единица наблюдения: студент II курса РГБиТ

География опроса: г. Москва

Тип выборки: целенаправленная (квотная).

Метод обработки информации: ручной

Инструкция заполнения анкеты:

1. Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов.

2. Обведите в кружок вариант ответа, который наиболее близок к Вашему мнению. Внимание! Возможен только один вариант ответа на вопрос.

Заранее благодарю Вас за участие!

1. Ваш пол:

2. Ваш возраст:

3. Какое из понятий «гражданский брак» Вы считаете верным?

семейные отношения, не освещенные таинством венчания

семейные отношения, не признанные церковью и государством

4. Считаете ли гражданский брак приемлемой для Вас формой отношений?

5. Вам когда-нибудь случалось проживать совместно с близким(ой) Вам мужчиной (женщиной), поддерживать интимные отношения, вести общее хозяйство, не вступая при этом в официальный брак?

6. Вы считаете союз гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство…

с первого дня

6 месяцев

7-12 месяцев

более одного года

затрудняюсь с ответом

7. Считается, что самой распространенной причиной вступления в гражданский брак является попытка репетиции семейных отношений.

да, главное проверить бытовую совместимость

нет, в гражданском браке главное проверить сексуальную совместимость

8. Ваше отношение к гражданскому браку:

положительное

скорее положительное

отрицательное

скорее отрицательное

тех, у кого желание любить и быть любимым превышает финансовую состоятельность

всех, независимо от финансового состояния

10. Что из перечисленного можно приобрести в гражданском браке?

сексуальный и житейский опыт

умение уважать пространство чужой жизни

умение ценить собственную свободу

11. Возможно для Вас рождение ребенка в гражданском браке?

возможно

невозможно

затрудняюсь с ответом

12. Является ли необходимой регистрация брака в случае рождения ребенка?

13. Какие из перечисленных общепринятых правил семейной жизни должны присутствовать между партнерами в гражданском браке?

женщина - домохозяйка, мужчина - добытчик

бюджет должен быть общим

ни шагу налево

нужно понравиться всем родственникам партнера

мой партнер - моя собственность

гражданский брак не отягощен социальными стереотипами

14. Когда гражданский брак должен уступить место законному браку?

когда партнеры решают завести ребенка

когда позволяет материальное положение

когда партнеры убеждены в прочности союза

когда партнеры прожили уже много лет вместе

15. Какие по Вашему мнению могут быть причины не регистрации брака?

в гражданском браке партнерам легче разойтись

препятствия со стороны родственников

финансовые затруднения

уход от ответственности

партнеры не уверены в своих чувствах

16. Общественное мнение считает гражданские браки слишком экстравагантными и несерьезными. С каким из утверждений согласны Вы?

a) мне будет тяжело, если общественное мнение не одобрит мою личную жизнь

моя жизнь - мое личное дело

17. Как поступите Вы, если уже готовы к вступлению в законный брак, а Ваш партнер, от которого Вы эмоционально, сексуально или материально зависимы, категорически отказывается?

главное чувства, а не формальности - будем жить в гражданском браке

устрою скандал

буду тайно страдать

расстанусь с партнером

18. Какие недостатки гражданского брака имеют значимость для Вас?

у людей, состоящих в гражданском браке, нет социального статуса

у людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения серьезности отношений

у людей нет ощущения незыблемости своего положения

это огромный юридический риск

против такой формы брака обычно активно возражают родители - мои и моего партнера

у гражданского брака нет недостатков

19. Какой точки зрения Вы придерживаетесь?

a) «штамп - не панацея для счастливой жизни»

b) «счастье будет только в браке»

Аналитический раздел

Результаты социологического исследования

В анкетировании приняли участие 15 студентов II курса ФЭУ в возрасте от 18 до 20 лет. По половому признаку респонденты были поделены поровну, чтобы результаты опроса были наиболее объективны.

1) Большинство студентов (69,2%) принимают современную трактовку термина «гражданский брак» как семейного союза, не признанного церковью и государством, остальные склоняются к устаревшему понятию гражданского брака: семейным отношениям, не освященным таинством венчания.

2) 30,9% студентов относятся к гражданскому браку положительно, 50% -скорее положительно, по 3,8% набрали ответы «отрицательно» и «скорее отрицательно» и 11,5% респондентов затрудняются ответить. Таким образом, большинство опрошенных в целом к гражданскому браку относятся положительно. И 73,1% считают такую форму отношений приемлемой для себя.

3) Почти половина респондентов (46,1%) считают, что гражданские браки не отягощены никакими социальными стереотипами по поводу семейной жизни. Из известных же стереотипов отметили необходимость совместного бюджета (30,8%). Относительно детей в гражданском браке 53,9% опрошенных ответили отрицательно.

Самой распространенной причиной заключения гражданского брака социологи считают попытку репетиции семейных отношений на проверку бытовой совместимости, которую взаимная влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют. Опрошенные студенты проявили почти абсолютную солидарность с этим мнением (92,3%). Респонденты заявляют, что гражданский брак позволит научиться уважать пространство чужой жизни (38,5%), ценить собственную свободу (15,4%) и обрести бесценный сексуальный и житейский опыт (46,1%).

4) Большинство опрошенных считают причиной не регистрации брака неуверенность партнеров в своих чувствах (34,6%), 27% опрошенных не станут регистрировать брак, т.к. в гражданском браке партнерам легче разойтись.

5) Среди недостатков гражданского брака выделяют отсутствие ощущения серьезности отношений (27%), незыблемости своего положения (23,1%), также отсутствие социального статуса и возражения родителей мужа и жены (по 7,7%). Юридический риск волнует 3,8% опрошенных, большинство же студентов (30,7%) считают, что у гражданского брака нет недостатков.

6) На Западе супруги официально регистрируются, когда решают завести ребенка. С этим согласно 27% опрошенных студентов. Своеобразным водоразделом гражданского брака и законного наши респонденты считают момент, когда партнеры убеждены в прочности союза (57,7%). И 11,5% студентов считают нужным зарегистрировать брак, если позволяет материальное положение. Вариантов ответа, что гражданский брак не должен уступать место законному, не было. Таким образом молодые люди все же считают нужным регистрировать официально свои отношения.

Заключение

Из данных, приведенных выше, можно сделать выводы и сопоставить их с гипотезами.

1) В гипотезе №1 предполагалось, что термин «гражданский брак» студенты расшифровывают, как семейные отношения, не признанные церковью и государством. Эта гипотеза подтверждается из пункта №1 результатов социологического исследования. Современная молодежь воспринимает термин «гражданский брак» тоже по-современному (69,2%).

2) В гипотезе №2 предполагалось, что студенты относятся к гражданскому браку в основном положительно и считают приемлемой такую форму отношений для себя. Эта гипотеза подтверждается из пункта №2. 30,9% относятся к гражданским бракам положительно, а 50% скорее положительно и 73,1% считают такую форму отношений приемлемой для себя.

3) По гипотезе №3 делается вывод по вопросам анкеты №13, 11, 7 и 10. Исходя из данных исследования, гипотеза частично опровергается. Только 30,8% опрошенных студентов считают, что необходимо равенство бюджета в гражданском браке. В гипотезе же предполагалось, что такой вариант ответа наберет большинство голосов. Детей в гражданском браке не планируют 53,9% студентов, а это большинство опрошенных. Третья часть гипотезы подтверждается полностью, т. к. предполагалось, что в гражданском браке главное проверить бытовую совместимость и 92,3% опрошенных считают именно так. И наконец последняя часть гипотезы опровергается, т. к. меньшинство, а именно 38,5% опрошенных студентов считают, что гражданский брак позволит научиться уважать пространство чужой жизни.

4) В гипотезе №4 предполагалось, что финансовые затруднения являются причиной не регистрации брака у молодых людей. Эта гипотеза опровергается, т. к. всего лишь у 11,5% молодых людей финансовые затруднения будут причиной не регистрации брака.

5) В гипотезе №5 предполагалось, что 50% опрошенных студентов считают, что у гражданского брака нет недостатков, 25% - что у людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения серьезности отношений и оставшиеся 25% - что нет ощущения незыблемости своего положения. Эта гипотеза подтвердилась. В результате исследования были получены приблизительно такие же цифры. Большинство считали, что у гражданского брака нет недостатков и на втором месте недостатком гражданского брака считали отсутствие серьезности отношений и незыблемости своего положения.

6) В гипотезе №6 предполагалось, что 60% респондентов считают, что гражданский брак должен уступить место законному, когда партнеры убеждены в прочности союза, 30% - когда решают завести ребенка и 10% - когда позволяет материальное положение. Эта гипотеза подтвердилась.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод: отношение общества к гражданскому браку становится все более лояльным. Молодые люди рассматривают гражданский брак как пробный вариант брачного союза.

Предполагается, что, вступая в брак, партнеры берут на себя некие обязательства относительно друг друга. И, что важно, делается это перед значимой инстанцией - перед Богом (в церкви), перед законом (в ЗАГСе), и перед людьми - «свидетелями», (хотя сейчас участие «свидетелей» в брачной церемонии не обязательно). Потому так и мил людям, уставшим от обязательств, или боящимся их по неизвестной причине, непритязательный и спокойный «гражданский брак». Достоинства его именно в свободе отношений. Такие союзы, не отягощенные штампом в паспорте, не отягощены и социальными стереотипами по поводу семейной жизни. Гражданский брак максимально открыт экспериментам и творчеству. Тогда как зачастую, в официальном браке, люди склонны воспринимать "вторую половину" как свою собственность. «В браке нередко на смену искренности приходит дипломатия, на смену доверию - манипуляция, а чувства заменяются привычкой».

Социальный смысл и культурный статус незарегистрированных союзов неоднозначны. С одной стороны, в обыденном смысле они мало чем отличаются от зарегистрированных браков: та же общность постели, крова, хозяйства, бюджета, досуга, нередко - та же общность долгосрочных жизненных планов, крупных денежных вложений, общие дети. С другой стороны, по статистике гражданский брак - весьма недолговечная форма отношений (большинство таких союзов в течение 3 - 5 лет либо распадаются, либо «перерастают» в зарегистрированный брак). И при всем этом мнение «штамп - не панацея для счастливой жизни» распространено намного больше, чем «счастье будет только в браке».

Проделанная мною работа была мне очень интересна. Данные, полученные в результате социологического исследования, практически совпадают с моим мнением.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Отношение молодежи к браку. Проведение корреляционного и факторного с целью определения связи между желаемым возрастом вступления в брак, возрастом и рождением детей и тратами на человека в месяц. Проверка гипотез о заработках и гражданском браке.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2013

    Влияние материального благосостояния и уровня образования на вступление в незарегистрированный брак. Мнение молодежи о различных его формах и степени распространенности. Субъективные мотивы выбора молодыми людьми незарегистрированной формы брака.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2010

    Гражданский брак в представлении студенческой молодежи. Социально-психологические факторы, определяющие создание молодых семей. Проблема ранних браков: отношение студенческой молодежи, трансляция ценности фамилизма посредством социальной рекламы.

    реферат , добавлен 16.11.2009

    Семья как социальный институт и показатель функционирования общества. Определение комплекса интегрирующих и дифференцирующих компонентов семейных ценностей студенческой молодежи и выявление из них приоритетных. Отношение молодежи к браку и родительству.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2015

    Определение понятия брак. Концептуальный анализ межэтнических браков. Молодежь как особая социальная группа. Особенности исследования проблем развития молодежи. Теоретический анализ проблемы отношения современной молодежи к межэтническим бракам.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2010

    Исследование положения молодой семьи в современном российском обществе. Выяснение основных ценностей студенческой молодежи. Выявление взглядов студентов на институциональные проблемы молодой семьи. Обзор готовности студенческой молодежи к созданию семей.

    практическая работа , добавлен 19.04.2015

    Гражданский брак как генеральная репетиция будущей совместной жизни. Причины, побуждающие не регистрировать свои отношения, у мужчин и женщин. Права и обязанности каждого члена семьи, после регистрации брака в ЗАГСе. "За" и "против" гражданского брака.

    доклад , добавлен 05.12.2010

    Понятие и основные черты гражданского брака, "фактической семьей". Отношение молодежи к гражданскому браку,"сожительству", плюсы его и минусы. Проблемы гражданского брака и пути их решения. Основные правовые и социальные проблемы гражданского брака.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций современной российской молодежи по отношению к семье. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2013

    Незарегистрированный брак: понятие, формы, характеристика. Динамика распространенности незарегистрированных браков в России. Исследование факторов, влияющих на отношение современной молодежи к такому браку. Особенности социальной работы с молодежью.

1 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА

1.1 ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКИЙ БРАК

1.2 ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА

1.3 ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ГРАЖДАНСКОМУ БРАКУ

2 ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА

2.2 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО БРАКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность работы заключается в том, что семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей. Каждый человек так или иначе стремится завести семью. В свете проблем современного общества, смены системы ценностей большое распространение получило такое явление как гражданский брак. Существование этой формы отношений вызывает противоречивые взгляды и мнения, что говорит об актуальности проблемы. В следствии чего хотелось бы более подробнее изучить данную проблему.

Проблема работы заключается в отношении молодежи к гражданскому браку.

Широко пропагандируемая средствами массовой информации вестернизация семейного образа жизни привела к некоторой деградации межличностных отношений среди молодежи, отторжению устоявшихся норм общественного поведения. По материалам Денисенко М., Далла Зуанна Ж-П., в российской молодой среде сегодня сексуальные отношения до брака являются нормой.

В последние годы наблюдается тенденция, что фактические браки становятся среди молодежи новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному браку. Объяснение данным процессам ученые дают следующее: в последние годы наблюдаются раннее психофизиологическое развитие молодежи; нет особых ограничений в трансляции этих идей в средствах массовой информации; в большинстве семей налицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи.

Предмет исследования – молодежь.

Объект исследования – отношение молодежи к гражданскому браку

Цель работы – рассмотреть молодежь и ее отношение к гражданскому браку.

Задачи работы:

1) рассмотреть основные черты гражданского брака;

2) изучить понятие «гражданский брак»;

3) рассмотреть плюсы и минусы гражданского брака;

1 Основные черты гражданского брака

1.1 Понятие гражданский брак

Понятие «гражданский брак» появилось давно – в те времена, когда обязательными были и регистрация в государственных органах, и венчание в храме (чаще всего это происходило в один день: молодожены шли сначала в мэрию, потом – в церковь). Государственная регистрация (она и называлась гражданским браком) без благословения батюшки была редкой и осуждалась общественностью. А венчание без соответствующей записи в органах ЗАГС в наши дни невозможно так же, как и в те времена .

Конечно, брак – это хорошо. С традициями мало кто спорит. И все же, если взвесить все «за» и «против», можно обнаружить веские причины воздержаться от общепринятого.

Иногда нежелающие вступать в брак вовсе не отказываются от создания семьи. Но именно такая семья вызывает удивление и непонимание. Живут вместе двое. Год, другой, третий… Вопрос родственников и друзей «когда распишетесь?» становится таким же привычным, как вопрос о здоровье или погоде. И так же не хочется на него отвечать.

Имея некоторый стаж того, что называется некрасивым словом «сожительство», часто спрашиваю себя: что же мешает нам официально объединиться в «ячейку общества»?

Не затянувшаяся попытка привлечь к себе внимание – это точно. И не стремление бросить вызов якобы умирающему институту брака (умирать он, видимо, будет еще не одно столетие). Хочется думать, что вместе держит не пресловутый штамп в паспорте, а взаимные обязательства, идущие изнутри, от попытки быть нужным. Кроме того, страшно забыть ощущение «жениховства»: мы не принадлежим друг другу, как собственность. Отсюда и бережность, боязнь задеть случайно… Часто бывает: пока жених и невеста – цветочки, поцелуйчики, «мой миленький», «моя заюшка»… Куда все это исчезает с появление нашлепки синего цвета в паспорте? С маршем Мендельсона будто заклинивает какой-то важный механизм, позволяющий видеть в любимом самого лучшего на свете человека. «Досемейные» достоинства становятся привычными, а часть из них вообще оборачивается недостатками. И возникает новое отношение к спутнику жизни – как к мебели. Можно и пнуть иногда, если мешает .

То, что мы именуем "гражданским браком", на юридическом языке называется "фактической семьей", "сожительством". Исторически понятие "гражданский брак" возникло как альтернатива браку церковному, то есть освященному церковью. С точки зрения действующего законодательства и толкового словаря гражданский брак - это как раз брак официальный, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Такая вот тут возникла путаница. Итак, говоря "гражданский брак", мы на самом деле имеем в виду фактическую семью, сожительство.

"Поживем в свое удовольствие", - решают женщина и мужчина и, минуя загс, начинают совместное существование под одной крышей. "Понравится - будем жить, - рассуждают они, - не понравится - разбежимся в два счета". И становится такой "брак не навсегда" своеобразным экспериментальным полигоном, где можно себе позволить практически все, что угодно. Жене, в частности, не наглаживать супругу рубашки и не особо стараться на кухне, не подстраиваться, не сдерживаться, ездить отдыхать с любимой подругой и вообще жить своей жизнью, чего часто лишены законные супруги.

Действительно, гражданский брак с любимым человеком хорош тем, что не накладывает таких серьезных обязательств, как официальный... И речь здесь не только об обязательствах бытового характера. Сознание того, что у тебя есть право выбора и в любой момент ты можешь изменить свою жизнь, дает определенную психологическую независимость и ощущение внутренней свободы. Но, кстати, далеко не все "гражданские супруги" используют эти широкие возможности выбора. Как показывает жизнь, гражданский брак точно так же, как официальный, блокирует новые отношения с другими партнерами, потому что уже есть кому ждать тебя по вечерам, есть о ком заботиться. Далеко не редкость, что пары, собравшиеся пожить друг с другом какое-то время, проводят вместе всю свою жизнь .

1.2 Плюсы и минусы гражданского брака

Когда-то под термином "гражданский брак" подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. Так ли уж важны в данном случае юридические формальности?

Союз считают гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца.

В нашей стране по поводу гражданских браков сломано немало копий. Традиционно общество их осуждало. При социализме человек, состоящий в гражданском браке, вряд ли мог рассчитывать на серьезную должность. Сейчас мы все стали гораздо терпимее, достаточно вспомнить курского губернатора Александра Руцкого: он несколько лет не регистрировал свой союз с Ириной Поповой, и это никак не сказалось на его политической карьере.

Гражданский брак - проблема не столько психологическая, сколько юридическая. Такая малость, как штампик в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш гражданский муж попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам.

С точки зрения юридической гражданский брак - бессмысленный риск. Это как добираться до рабочего кабинета на пятом этаже по водосточной трубе, потому что так интереснее. Если вы любите человека, вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность. Если же вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, еще не уверены в избраннике на все сто. Может, вам поискать партнера получше?

Генеральная репетиция

Итак, в каких случаях гражданский брак - безусловное благо?

Самый распространенный вариант - неофициальный союз как репетиция семейных отношений. Вы познакомились в потрясающим человеком - не тянуть же его сразу в загс! Неплохо какое-то время пожить вместе, выяснить, сможете ли вы терпеть его храп, а он - вашу привычку по вечерам лежать полтора часа в ванной. Взаимные влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют бытовую совместимость. Вполне вероятно, бытовые привычки окажутся столь разными, что легче будет расстаться, чем обрекать себя на семейную жизнь .

Гражданский брак прописан молодым людям: студентам, курсантам, молодым специалистам, вчерашним школьникам, едва-едва достигшим совершеннолетия,- всем, у кого желание любить и быть любимым многократно превышает финансовую состоятельность. В гражданском браке юноши и девушки наверняка обретут бесценный опыт, научатся уважать пространство чужой жизни и ценить собственную судьбу. Такие отношения чрезвычайно распространены на Западе (правда, там под категорию "молодой человек" подпадают люди до тридцати пяти): они гораздо выгоднее ранних браков, которые в большинстве своем через шесть-семь лет распадаются.

Гражданский брак может быть временной формой личной жизни - на период учебы, длительной командировки или стажировки. Такие отношения очень редко переходят в стабильно семейные - они изначально создаются именно как временные, и партнер для них подбирается совсем по другим критериям, чем для семьи. Например, студентка на период учебы может выбрать в близкие друзья отличника или рубаху-парня, самого веселого и компанейского. Понятно, что в мужья надо искать не столько интеллектуала или балагура, сколько просто внимательного, любящего, ласкового, надежного человека.

Гражданский брак иногда выбирают люди с уже состоявшейся биографией, для которых смена семейного статуса связана с ломкой привычного образа. Американская певица Мадонна каждые полгода появляется в обществе с новым бой-френдом. Для эпатажной певицы, к тому же миллионерши, это вполне нормально. Ведь замужество потребовало бы от нее кардинальной смены имиджа, и еще неизвестно, как бы это отразилось на бизнесе.

"Новые русские", которые женятся по второму и третьему разу, тоже двумя руками голосуют за гражданский брак. Все матценности (квартиры, дачи, счета в банках и пр.) уже зарегистрированы на первую супругу. Новый развод чреват для предпринимателей слишком большими финансовыми трудностями, поэтому они пытаются не доводить ситуацию не то что до очередного развода - до свадьбы. Зато родившихся в новых неформальных браках детей благородно регистрируют на себя.

Сложившие после всех этих манипуляций отношения безоблачными не назовешь: мужчине приходится лавировать между бывшей (законной) и новой (гражданской) женами, одна из которых уязвлена его изменой, другая - его трусостью (не хочет на ней жениться). Выдержать такой треугольник способны лишь очень волевые люди.

В гражданских браках есть свои психологические преимущества. Союзы, не отягощенные штампом в паспорте, не отягощены и социальными стереотипами по поводу семейной жизни - такими, к примеру, как "женщина - домохозяйка, мужчина - добытчик", "бюджет должен быть общим", "ни шагу налево", "нужно понравиться всем родственникам супруга". Гражданский брак максимально открыт экспериментам и творчеству, муж и жена легко соглашаются на иные роли: она - добытчик, он - домохозяйка.

В официальном браке, наоборот, люди склонны воспринимать "вторую половину" как свою собственность. Как говорил американец Амброз Бирс: "В браке нередко на смену искренности приходит дипломатия, на смену доверию - манипуляция, а чувства заменяются привычкой".

Как же вычислить то время, когда гражданский брак должен уступить место законному? На Западе этот водораздел определяют легко: супруги официально регистрируются, когда решают завести ребенка .

Издержки свободы

За свободу, как известно, нужно платить. У людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения незыблемости своего положения, серьезности отношений. Лишены они и определенного социального статуса. Против такой формы брака обычно активно возражают родители мужа и жены. Так что, если хотите ходить к теще на блины, лучше оформите брак сее дочерью вполне официально.

Основной враг гражданских браков - общественное мнение, которое считает подобные эксперименты слишком экстравагантными и несерьезными. Чтобы сделать политическую карьеру, вам не только придется обзавестись официальной женой, но и более строго относиться к своей неформальной личной жизни. Как показывает печальный опыт Клинтона и Скуратова, факт супружеской измены запросто может быть использован вашими врагами как орудие шантажа.

Еще раз повторю: неофициальные семейные отношения - это огромный юридический риск. Если что-то случится с одним из супругов, второй в одночасье лишится всей недвижимости и собственности

Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей и дети, особенно если кто-то во дворе или в школе по этому поводу над ними подшутит.

Здесь совет один (если вы ни в какую не хотите стать законными мужем и женой): научите ребенка гордиться тем, что его семья не похожа на другие - это не последняя ситуация в его жизни, когда важно ценить свое отличие, а не сходство.

Гражданские браки становятся злом, когда кто-либо из супругов (как правило, женщина) против воли подчиняется желанию партнера. Она его любит и боится потерять, он же использует ее эмоциональную, сексуальную, возможно, и материальную зависимость, оставляя себе поле для маневра. Он категорически отказывается жениться, она же либо подыгрывает ему, утверждая, что главное - чувства, а не формальности, либо устраивает скандалы, либо страдает тайно. Такое зыбкое положение может длиться годами. Психологически оно очень травматично .


­­­­ Почему важно изучать представления молодежи о браке? Эволюция брака четче всего просматривается в молодежной среде. Молодежь является субъектом социальных перемен, она обладает инновационным потенциалом и при этом находится в возрасте брачного самоопределения.




Информация о базовом исследовании Проведено в 2002 году в секторе социологии семьи и гендерных отношений. Выборка: студенты г. Москва и г. Чебоксары, 500 человек. 263 девушки, 237 юноши. 240 – Москва, 260 – Чебоксары. Метод: Анкета с открытыми и полуоткрытыми вопросами.


Намерения в отношении юридического брака, возраста вступления и необходимых условий 87% девушек и 82% юношей в перспективе собираются вступить в брак. Девушки (58%) предпочитают вступить в брак в возрасте от 21 до 24 лет; молодые люди (60%) – от 25 до 29.


Предпочтения относительно будущего супруга Национальность: большинство опрошенных (61% девушек и 81% парней) не придают ей значения. Религия: большинство (50% и 71%) заключили бы брак с человеком другой религии. Уровень образования: большинство предпочитает иметь с супругом одинаковый уровень образования.











Представление студентов об альтернативных формах брака* Выборка: Студенты московских ВУЗов разных специальностей: 15 – 25 лет, 295 человек. К альтернативным формам брака студенты относят такие виды браков, как однополый гражданский свободный групповой *Белинская Е. П., Пернеровская Е. С. Представления современной молодежи об институте семьи и брака // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования С




Ассоциации студентов Связанные с традиционным браком: счастье любовь ответственность поддержка уважение дети обязанности свадьба Связанные с альтернативными формами брака: бездетность странность эгоизм несчастье одиночество непонимание свобода безответственность


Что мешает студентам вступать в брак*? 28,9% - социально-психологические проблемы (считают, что еще рано создавать семью, есть желание больше времени уделять себе, не считают это необходимым, боятся ответственности). 23,7% - мешает получению образования, построению карьеры 18,3% - не встретили человека, с которым бы хотели связать свою судьбу 16,3% - экономические проблемы (отсутствие жилищно-материальной базы) * Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования С


Последствия откладывания вступления в брак*: внебрачные сексуальные связи, приводящие к нежелательной беременности, которая часто заканчивается абортом, увеличением случаев бесплодности, отказом от рожденных детей и т.п семейная дезорганизация студенческой молодежи, которая ведет к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций, установок супружеской и семейной верности. * Белинская Е. П., Пернеровская Е. С. Представления современной молодежи об институте семьи и брака // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования С


Выводы Молодые люди хотят иметь супругу моложе себя, тогда как девушки предпочитают супругов старше. Большинство юношей и девушек считают, что для вступления в брак необходимо завершить образование и иметь жилищно-материальную базу. Откладывание вступления в брак имеет множество негативных социальных последствий. Большинство студентов положительно относится к традиционному браку и отрицательно – к альтернативным формам брака. Планируемый возраст вступления в брак у девушек ниже, чем у юношей.